06212018Чт

Трудоустройство выпускников в Екатеринбурге

Трудоустройство выпускников в Екатеринбурге

Очевидно, что одной из главных проблем современного образования является его качественное и количественное несоответствие потребностям рынка труда.

На сегодняшний день трудоустройство выпускников затруднено из-за того, что количество дипломированных специалистов резко превышает количество вакантных мест по выбранной ими профессии.

Как правило, такая картина наблюдается в области экономики, юриспруденции, разноуровневого и многопрофильного менеджмента. Зато многие рабочие специальности остаются невостребованными у молодежи, а числа выпускаемых из вузов Екатеринбурга дипломников катастрофически не хватает, чтобы заполнить ими свободные вакансии.

Почему так происходит? На самом деле, трудоустройство выпускников – проблема не Екатеринбурга, а государственного масштаба. Практически все высшие учебные заведения готовят специалистов по существующим еще с момента их основания традиционным направлениям деятельности. Таким образом, требования современного рынка труда практически не учитываются, тогда как прогресс не стоит на месте, и в настоящее время, мы имеем совершенно другую картину по востребованности выпускников той или иной специальности, нежели 40-50 лет назад.




Такое несоответствие привело к поражающим результатам – более 45% выпускников академий, институтов и университетов Екатеринбурга работают не по специальности, они вынуждены менять квалификацию, на что государством затрачиваются баснословные денежные средства, выраженные в десятках миллиардов рублей.

Трудоустройство выпускников Екатеринбурга в нашем регионе является острой проблемой. Как и в целом по стране, количество вузов и обучающихся в них студентов неуклонно растет. Если сравнивать с 1995г, то значительно увеличилось число специалистов по инженерно-техническим, гуманитарным, социальным и естественнонаучным отраслям. Кроме того, большим спросом стали пользоваться профессии из области образования, экономики и управления, культуры и искусства, сельского хозяйства.

Однако, стремительный рост популярности и масштабов обучения в вузах Екатеринбурга приводит к непрерывному увеличению списков выпускников, отказывающихся работать по освоенной специализации. Таким образом, лишь 55% выпускников продолжают работать в своей профессиональной сфере, а остальные (45%) либо переучиваются на новую квалификацию, либо оформляются в качестве безработных на биржах труда, либо находят себе работу, совершенно не связанную с оконченным обучением. Интересен тот факт, что при всем при этом, практически каждый сектор государственной экономики испытывает существенные проблемы нехватки кадров.

Пожалуй, основными факторами, усугубляющими положение молодых специалистов и прямо влияющими на трудоустройство выпускников Екатеринбурга, являются: низкая заработная плата выпускников без опыта работы, несоответствие приобретенной квалификации потребностям рынка труда, невозможность решения социальных вопросов, наиболее насущным из которых становится вопрос получения собственной жилплощади.

Сказывается общая неосведомленность абитуриентов о современных тенденциях рынка труда, чрезмерная нацеленность на занятость в непроизводственной сфере с ориентацией на высокие заработки.

Социальные опросы показывают, что, по мнению студентов академий, университетов и институтов Екатеринбурга, наиболее востребованными и престижными направлениями обучения для по-прежнему остаются профессии, с которыми и связаны основные проблемы трудоустройства выпускников - бухгалтеры, юристы, экономисты и менеджеры. Учитывая, что именно эти специалисты чаще всего остаются без работы, становится понятным, насколько не совпадают общие представления молодежи с реальной картиной на рынке труда. 

В настоящее время качество образования также становится одной из основных проблем региона и всей страны в целом. Как правило, оно оценивается лишь по одному критерию - по степени усвоения соответствующих общему курсу знаний образовательных программ. Их востребованность на практике никого особо не интересует. А между тем, выпускник должен не просто освоить теоретический курс знаний, но и уметь применить их в дальнейшей работе.

Получается, что вузы Екатеринбурга не очень-то заинтересованы в том, чтобы качественно реализовать свой продукт, а именно, трудоустроить наибольшее число своих выпускников по выбранным ими специальностям. Общество непрерывно развивается, производство качественно меняется, но вузы не учитывают новые условия жизни и продолжают штамповать выпускников по одним и тем же направлениям и с таким же багажом знаний, как и несколько лет назад.

Учитывая сложившуюся ситуацию, студент должен понимать, что тот объем информации, который он получает в своем учебном заведении, является лишь малой толикой того, что пригодится ему впоследствии на работе. Соответственно, он должен обладать стремлением к непрерывному самообразованию, к постоянному расширению сферы своих знаний и практических навыков.

Все большее внимание в уральском регионе уделяется созданию эффективного сотрудничества образовательных учреждений и промышленных предприятий по обучению молодых специалистов широкому спектру знаний в соответствии с требованиями современного спроса на трудовые резервы.

Служба занятости Екатеринбурга активно участвует в решении проблем безработицы среди выпускников. Так, например, с ее помощью корректируется количество мест в учебных заведениях по тем или иным профилям, совершенствуется учебная программа с учетом ее дальнейшего практического применения, отслеживается информация на рынке труда о востребованности профессий, оказывается содействие в создании центров трудоустройства в учебных заведениях и разрабатываются схемы взаимодействия с ними.

Трудоустройство выпускников – очень важная проблема. Она является довольно сложной и, на первый взгляд, бесперспективной. Однако, всесторонний анализ и комплекс активных взаимосогласованных мер позволит со временем решить сложившуюся на настоящий момент критическую ситуацию на рынке труда. Вот только принимать участие в решении проблемы должны не только службы занятости, но и дирекция вузов - институтов, университетов и академий Екатеринбурга, а также руководство промышленных предприятий, и, конечно, сами выпускники.

 

Похожие материалы